Игровой аналитик – это специалист, который знает, как можно привлечь и удержать геймеров в игре, чтобы увеличить доход компании. Для этого он собирает и анализирует продуктовые метрики (показатели в виде цифр и процентов), эмоции, психологию и другие действия игроков. Это удивительная профессия, которая включает в себя продуктовую аналитику и геймдизайн.
Говоря простыми словами, гейм-аналитик только при помощи собранных цифр может провести глубокий анализ поведения игроков. Например, он должен чётко понимать, что содержит игра внутри себя и может ответить на такие вопросы, как “Почему пользователи прекращают играть?”, “Почему геймеры делают мало покупок в игре?”, “Что нужно сделать, чтобы привлечь новых игроков?”.
Если вы хотите работать в игровой индустрии, но не хотите осваивать 3D-дизайн, разработку шейдеров, игровых механик и прочие GameDev-инструменты, то стоит обратить внимание на престижную профессию гейм-аналитика. Это специалист приносит большую пользу игровой студии – он может предугадать действия геймеров, тем самым повышая прибыль проекта.

Например, игровой аналитик может выявить, на каком уровне пользователи чаще всего выходят из игры. Он использует эти данные для того, чтобы понять, почему это происходит и как исправить эту проблему. Ещё пример: гейм-аналитик может проанализировать данные о том, как пользователи взаимодействуют с игрой, чтобы улучшить её баланс. Например, в “League of Legends” специалист выявляет, что одна из команд выбирает одного и того же персонажа, чтобы одержать победу. Поэтому он делает этого героя менее сильным, чтобы у других команд были одинаковые шансы на победу. В итоге это сделает игру более интересной и заметно улучшит игровой баланс.
Синонимы профессии игрового аналитика – гейм-аналитик, Game Analyst или аналитик компьютерных игр.

В небольших игровых студиях или стартапах чаще всего не требуются игровые аналитики, так как его обязанности распределяются между продюсером или гейм-дизайнером. Но в студиях покрупнее, типа Gaijin Entertainment, Playrix и Herocraft игровой аналитик присутствует всегда, так как у них огромное количество данных, которых нужно постоянно анализировать, чтобы геймерам нравилось играть, а компания смогла зарабатывать больше денег.
Профессия перспективная – в геймдев-индустрию вкладывают сотни миллиардов долларов ежегодно, а на сайтах по поиску работы опубликованы сотни вакансий, в том числе без опыта работы.
Чтобы быстро обучиться навыкам аналитики игр, мы советуем пройти онлайн-курс (например, в Нетологии или Geekbrains). Там вы не только получите теоретические знания, но и освоите огромное количество практических навыков, максимально приближённых к реальным условиям. Онлайн-школа гарантирует трудоустройство в сфере аналитики игровой индустрии с минимальной зарплатой 50 000 руб. в месяц.
В статье – подробный обзор профессии игрового аналитика: кто это, плюсы и минусы, как им стать с нуля, hard- и soft-скиллы, чем занимается, перспективы, где искать работу и уровень зарплаты. Обещаю, будет интересно!
Кто это такой
Для чего в команде разработчиков нужен игровой аналитик? Перечислим его главные цели работы:
- Поиск проблемных мест и точек роста игрового проекта;
- Увеличение вовлечённости геймеров;
- Повышение показателя ретенции (retention) – как часто игроки возвращаются поиграть снова;
- Увеличение длительности игровой сессии;
- Повышение метрики плейтайм – количество часов, потраченных геймером на игру в течение суток;
- Повышение среднего чека и конверсии внутриигровых покупок;
- Выявление самых популярных героев (это нужно для создания товаров с символикой или иного контента);
- Поиск ошибок, возникающих после обновления игры;
- Поиск причин, почему геймеры удаляют игру после пары часов после её установки;
- Улучшение качества игры.
Говоря простым языком, игровой аналитик выступает в роли исследователя, который всё время ищет пути развития игры. Он – главный помощник геймдизайнера и игрового продюсера, ключевых специалистов в геймдев-команде. Игровой аналитик бесстрастно анализирует и оценивает личные решения других членов команды, которые были приняты на основе интуиции или эмоции.

Сейчас геймеры стали более требовательнее к играм, поэтому даже если игровой проект красивый и тщательно проработан, но не “цепляет” в первые 15 минут геймплея, то нужно что-то срочно менять. И это “что-то” игровой аналитик должен найти и предоставить эти данные в таком виде, чтобы их понял любой член команды.
Игровой аналитик применяет в своей работе подход Data Driven. Это принятие всех решений строго на основе полученных данных в цифровом виде. Он сравнивает текущие показатели с предыдущими, чтобы понять, почему возникла та или иная проблема и придумывает разные пути её решения. Например, гейм-аналитик собрал отчёт, показал его геймдизайнеру. Далее обсуждаются нововведения, которые нужно внедрить в игру, и затем геймдизайнер передаёт задачи команде разработчиков.
Главная задача игрового аналитика – чтобы пользователь играл как можно дольше, получая от этого удовольствие и время от времени совершал покупки в игре.

Этого специалиста привлекают к работе на любом этапе создания игры, даже во время разработки игровых локаций и бета-тестирования. Это помогает предотвратить недоработки, которые могут снизить вовлечённость геймеров. Чаще всего игру удаляют из-за наличия большого количества рекламы, раздражающей музыки, размытого или мелкого текста и обязательных внутриигровых покупок, без которых игру невозможно пройти до конца. Если проект провалится, то его нужно переработать или вообще создать новый (смотря что выйдет дешевле).
Плюсы и минусы профессии аналитика компьютерных игр
Перечислим основные преимущества и недостатки профессии игрового аналитика.
Плюсы:
- Высокая зарплата (в среднем более 100 тыс. руб.);
- Востребованность – на рынке не хватает гейм-аналитиков;
- Можно быстро обучиться профессии благодаря онлайн-курсам;
- Идеально подходит тем, кто любит играть в игры или работать с цифрами;
- Можно одновременно работать с разными проектами, что существенно увеличит ежемесячный доход;
- Работа с креативными специалистами, посещение интересных конференций (например, Electronic Entertainment Expo, Gamescom или Independent Games Festival);
- Изучение новых геймдев-технологий;
- Прокачка аналитических и лидерских навыков;
- Перспективы в карьере: по мере накопления опыта можно стать геймдизайнером или игровым продюсером;
- Возможность удалённой работы, в том числе в зарубежных геймдев-студиях;
- Создание игр, которые будут радовать миллионы геймерских сердец.
Минусы:
- Несмотря на то, что профессия молодая, она становится всё более конкурентная;
- Первое время нужно нарабатывать опыт, работая в простых игровых проектах;
- Нужно уметь работать с большим количеством данных;
- Присутствует рутина – составление регулярных отчётов и дашбордов;
- Нужно соблюдать дедлайн, поэтому возможен ненормированный график работы и повышенный уровень стресса;
- Нужно уметь взаимодействовать с командой и уметь спокойно воспринимать критику.
Как стать игровым аналитиком с нуля
Игровыми аналитиками могут с лёгкостью стать маркетологи, аналитики данных, разработчики игр, геймеры и другие специалисты из смежных профессий.
Всего есть 3 пути получения навыков профессии игрового аналитика:
- Обучение в ВУЗе. Придётся учиться не менее 4 лет, ежегодно платить от 200 тыс. руб. и самостоятельно нарабатывать практику.
- Онлайн-курсы. Очень быстрый вход в профессию, буквально за считанные месяцы. Максимальный упор на практику, приближённой к реальной работе.
- Самостоятельное обучение. Долгий способ, предполагающий самостоятельный поиск материалов и жёсткую самодисциплину.
Для освоения необходимых навыков не нужно иметь техническое образование, ведь всем нужным инструментам можно обучиться в процессе стажировки / работы. Но если вы имеете математический склад ума или очень любите игры, то освоить профессию будет гораздо легче.
Для начала старта нужно знание английского языка хотя бы на минимальном уровне. Либо можно поначалу использовать онлайн-переводчики или нейросети. Но если вы хотите действительно хорошо освоить профессию, нужно учитывать, что самые полезные материалы опубликованы именно на иностранных языках. Ещё нужно уметь не только отлично разбираться в разных жанрах игр, но и уметь играть, понимать механику игр и способы монетизации, знать язык Python и базы данных SQL и уметь применять A/B-тестирование.
Высшее образование
К сожалению, не существует факультета, где можно полностью освоить профессию игрового аналитика. Поэтому самый простой вариант – это поступить на смежную специальность, а недостающие знания получить на дополнительных курсах или самостоятельно.
Главные минусы обучения в ВУЗе – это длительность (учиться придётся 4 года + 2 в магистратуре), стоимость, мало практики и зачастую – устаревшие учебные материалы. Но если вы только что окончили школу, то этот вариант вам подойдёт.
В России есть 42 программы обучения в 119 учебных учреждениях, где можно получить навыки гейм-аналитика. С полным списком учебных программ можно ознакомиться на ресурсе Поступи Онлайн.
Список наиболее подходящих программ обучения:
- Программное обеспечение игровой компьютерной индустрии: СФУ, Политех (г. Москва);
- Разработка и дизайн компьютерных игр и приложений: РТУ МИРЭА;
- Информационные системы и технологии: РГУ им. А.Н. Косыгина, СПбГУПТД, ГУАП, СПбГЛТУ им. С.М. Кирова, СПбГИКиТ, СибГУТИ;
- Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений: МГТУ им. Г.И. Носова, МИТУ, ДГТУ, МИДиС;
- Гейм-дизайн и виртуальная реальность: МПГУ;
- Цифровые медиатехнологии, виртуальная и дополненная реальность: ОмГТУ;
- Гейм-дизайн и виртуальная реальность: НИУ ВШЭ, B&D, Пермский ф-л НИУ ВШЭ, ВятГУ, РГУ им. А.Н. Косыгина в г. Твери;
- Программирование и дизайн виртуальной и дополненной реальности: Стерлитамакский ф-л БашГУ;
- Разработка мобильных и веб-приложений: МПГУ, МарГУ.
Онлайн-курсы
Те, кто хочет максимально быстро освоить профессию игрового аналитика отличным вариантом будет прохождение онлайн-курсов повышения квалификации. Обучение длится в среднем около года. За это время вы получите столько знаний, сколько освоите за 4-5 лет обучения в ВУЗе.
Вы получите все нужные практические навыки, затем пройдёте стажировку и гарантированно трудоустроитесь по специальности в компанию-партнёр онлайн-школы. После успешного окончания учёбы вы получите диплом об образовании государственного образца и много масштабных проектов в портфолио.
Редакция сайта Professii.su изучила все курсы, посвящённые профессии “Игровой аналитик” и составила рейтинг самых лучших (согласно отзывам студентов о качестве учебной программы и реальной помощи в трудоустройстве). Ниже представлен ТОП лучших онлайн-курсов по игровой аналитике.
Курс “Игровой аналитик” от ГикБрейнс
Это годовой курс, который поможет вам стать профессиональным гейм-аналитиком. Вы научитесь работать с метриками и данными, которые помогут сделать игру лучше и повысить прибыль игровой студии.
Какие технологии и навыки вы освоите:
- Работа с языком Python и SQL для анализа данных;
- Создание отчётов в Power BI;
- Система контроля версий Git;
- Маркетинговая аналитика в геймдеве;
- Анализ игровых показателей;
- Геймдизайн;
- Гибкие методологии разработки Kanban, Agile и SCRUM;
- Продуктовая аналитика;
- А/В тестирование;
- Система продуктовой аналитики Amplitude;
- Моделирование бизнес-процессов;
- Анализ данных в Excel;
- Платформа Appsflyer для мобильной маркетинговой аналитики и атрибуции;
- Мультиплатформенная система аналитики MyTracker;
- Firebase Analytics;
- Юнит-экономика.
После завершения курсы вы получите диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. Gb.ru гарантирует устройство на работу / оплачиваемую стажировку через 9 месяцев после начала учёбы. Можно получить налоговый вычет 13% или использовать материнский капитал на образование для своего ребёнка.
Больше информации о курсе: https://gb.ru/geek_university/developer/analyst/game
Дополнительно можете ознакомиться с курсами игрового продюсера — тоже престижной и высокооплачиваемой профессией в сфере геймдева со схожими обязанностями:
- Онлайн-курс “Продюсирование игр” от School-XYZ
- Онлайн-курс «Профессия Продюсер игр» от Скиллбокс
- Курс от Скиллбокс «Продюсер игр»
- Бесплатный курс по продюсированию игр от School-XYZ
Самообучение
Это долгий и сложный путь, который подходит тем, у кого много свободного времени, высокая степень мотивации и упорства. Самое главное – это написать структурированный план обучения, иначе при изучении очень сложных тем вы можете ничего не понять и затем просто бросите учиться. Ещё одной сложностью является поиск по-настоящему полезных материалов, ведь чаще всего в открытом доступе находятся устаревшая и бесполезная информация.
Чтобы самостоятельно освоить профессию игрового аналитика, нужно ежедневно учиться по 6-8 часов в течение 12-15 месяцев.
Перед тем, как устроиться на работу гейм-аналитиком, нужно освоить следующие навыки:
- Разобраться в жанрах, платформах и способах монетизации игры;
- Изучить психологию геймеров;
- Понимать, как работают воронки продвижения игр;
- A/B-тесты;
- Понять, как работают игровые механики;
- Научиться коммуникативному взаимодействию;
- Обучиться хотя бы базовому английскому языку для чтения технической документации;
- Уметь применять Python и SQL для анализа данных. В SQL нужно научиться писать несложные запросы, а в Пайтоне — знать основы языка и уметь работать с библиотеками NumPy или Pandas;
- Уметь составлять отчёты и дашборды в Excel или любой системе визуализации данных.
В конце статьи представлена пошаговая инструкция по обучению с полезными ссылками.
Что должен знать
Мы проанализировали десятки вакансий с сайта hh.ru и выявили наиболее повторяющиеся требования работодателей, которым должен соответствовать игровой аналитик:
- Сбор, обработка и анализ вовлечённости, удержания игроков, игрового баланса, монетизации и иных ключевых показателей;
- Создание отчётов и дашбордов по главным метрикам игровой аналитики;
- Поиск слабых мест и точек роста монетизации игрового проекта;
- Настройка автоматизации сбора данных при помощи Python (библиотеки pandas, numpy) и SQL (MongoDB, PostgreSQL);
- Опыт работы с A/B тестированием;
- Опыт работы с любой системой аналитики данных (Tableau, Power BI);
- Создание новых аналитических событий;
- Знание основ математической статистики;
- Уверенное владение Excel и Google Sheets;
- Умение работать в команде;
- Отслеживание игровых трендов;
- Будет преимуществом опыт работы с Git, алгоритмами машинного обучения, детектором аномалий, языком DAX / R и дополнительными библиотеками Python (lightgbm, scikit-learn, statsmodels, tensorflow).
Будет хорошо, если у вас в портфолио будут коммерческие проекты – это значительно повысит шансы на трудоустройство. Для стажёра достаточно будет уметь собирать, анализировать данные и составлять практические рекомендации по удержанию игроков и повышению прибыли.
Вот пример реальной вакансии игрового аналитика с зарплатой 200-300 тыс. руб. в месяц:
Расскажем чуть подробнее, чем именно должен владеть начинающий игровой аналитик, чтобы получить должность джуниора:
- Любовь к играм. Без этого работа не будет приносить никакого удовольствия, что сразу же отразится на результатах работы. У вас обязательно должен быть игровой опыт, иначе вам будет сложно анализировать данные. Вы должны понимать, какие можно применить механики удержания, какие миссии больше нравятся игрокам, как стимулировать к покупкам. И всё это нужно сделать лучше, чем у конкурентов.
- Знание языка программирования SQL и основы мат. статистики. Знать SQL нужно на уровне выше среднего. Это один из ключевых навыков игрового аналитика.
- Умение визуализировать отчёты. Для этого подойдёт Excel (если вы его хорошо знаете), но лучше всего использовать сервисы Tableau и Power BI.
- Язык Python или R. Это не самый главный навык, но будет хорошо, если вы им владеете. Если вы хорошо понимаете Эксель, то обучиться Пайтону вы сможете без особых усилий.
- Умение формулировать и проверять гипотезы. Разумеется, не все гипотезы могут дать положительные результаты, поэтому их нужно уметь фильтровать, чтобы не тратить на это ресурсы.
Soft-skills
Без следующих личных качеств невозможно добиться успеха в игровой аналитике:
- Коммуникабельные навыки. Нужны, чтобы суметь доходчиво объяснить “сухую аналитику” гейм-дизайнеру, игровому продюсеру и другим членам команды. В ином случае рабочий процесс будет построен неэффективно и не даст никаких положительных результатов.
- Умение работать с критикой. Нужно уметь не только уметь спокойно воспринимать аргументированную критику, но и уметь защищать свои идеи.
Аналитика: искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь - Понимать эмоций игроков. Вы поймёте психологию гораздо быстрее, если начнёте ощущать эмоции геймеров. А для этого нужно регулярно играть.
- Аналитическое мышление. Без этого никуда, ведь придётся ежедневно анализировать и прогнозировать немало данных.
- Внимательность и умение долго концентрироваться на рабочих задачах. При анализе данных нужно подмечать даже самые незначительные детали, ведь от них может зависеть успех игры. К примеру, если реклама будет отображаться в неудобном месте, то большая часть игроков будет со злостью закрывать игру.
- Высокий уровень ответственности. От каждого действия игрового аналитика зависит не только потраченное время членов команды, но и прибыль компании.
- Умение правильно задавать вопросы. Это поможет найти правильное направление в поиске точек роста.
Чем занимается гейм-аналитик
Игровой аналитик применяет в своей работе подход Data Driven. Он основан строго на основе собранной статистики, а не на интуиции и прошлом опыте работы. Вот наглядный пример:
- Стандартная статистика. Собираются отчёты, где указывается, на сколько снизилось количество скачиваний игры по сравнению с прошлым месяцем / годом.
- Data Driven. Сбор данных, где чётко написано, почему пользователи стали реже скачивать игру. Было выявлено, что в индустрии видеоигр появился достойный конкурент, который сделал лучше игру с отличным сюжетом, предоставив игрокам много оружия и брони, которые в других играх продавались только за донаты. В этом случае нужно всесторонне изучить конкурента и предложить более интересный геймплей и инвентарь, который будет геймерам по душе. Или может возникнуть такая ситуация — геймеры вдруг перестают покупать дополнительные вещи в игре. Оказалось, это было связано с последним апдейтом – игроки стали моментально проходить более сложные уровни и потребность в прокачанном оружии автоматически отпала. Было принято решение выпустить новое обновление, где в нужных уровнях враги должны стать сильнее.
В крупной геймдев-студии игровой аналитик может много лет заниматься игровым балансом и его влиянием на прибыль в определённой локации / уровне игры. А в более мелких студиях специалист задействует все показатели и предлагает решения в изменении механики или способе монетизации. А в некоторых случаях – ещё и занимается созданием воронки удержания игроков и другими маркетинговыми исследованиями. От жанра игры напрямую зависит количество анализируемых метрик: в масштабной онлайн-игре или простой аркаде показатели будут сильно различаться.
Существует несколько видов метрик, с которыми работает игровой аналитик.
- Эмоциональные метрики. В геймдев-индустрии одну из эмоций называют FUUU. Это звук, с которым разочарованный игрок закрывает игру или наоборот он произносит его с азартом в конце уровня, когда остаётся один шаг до победы, а персонаж погибает. Разумеется, это всё выглядит утрировано, поэтому метрики эмоций анализируют вместе с другими показателями. Если на определённом уровне из 50 игроков 47 его проходят без особых проблем, то это может быстро наскучить. Поэтому игровой аналитик предлагает изменить сложность уровня + когда у героя здоровье становится почти на нуле, он становится сильнее. Это повышает азарт (эмоция fun) и количество проведённых часов за этой игрой.
- Продуктовые метрики. Это такие ключевые показатели, как DAU (число игроков, которые играли за последние 24 часа), ACU (количество людей онлайн), ARPU (прибыль с одного геймера), Retention (% постоянных пользователей) и так называемый Sticky Factor (как часто человек заходит в игру).
- Метрики сообщества. Это взаимодействия с игроками в социальных сетях, группах в Telegram и иных сообществах. Благодаря сообщениям фанатов можно получить весьма ценные советы по развитию игры, уязвимым местам и отзывы об обновлениях.
- Метрики игровой производительности. Это показатель, показывающий производительность игрового сервера (время ответа, скорость отдачи и т.д.).
- Метрики геймплея. Это показатель, который фиксирует взаимодействие между игроком и сценарием игры (например, сколько раз пользователь пытался пройти игру или сколько раз персонаж погибал в течение игровой сессии).
Наглядные примеры использования метрик игровой аналитики:
- При выявлении среднего возраста игроков можно без проблем адаптировать для них игровые составляющие.
- Зная, какие локации игроки проходят очень быстро, можно настраивать сложность игры, чтобы она не стала скучной.
В некоторых играх геймеры могут сами выбирать уровень сложности - Зная самые популярные товары для геймеров, можно точно рассчитать, сколько они будут стоить.
- При определении времени выхода геймера из приложения, среднего времени геймплея, числа пройденных локаций и когда именно игрок удаляет видеоигру можно найти игровой контент, из-за которого люди перестают играть.
Как проходит рабочий день игрового аналитика
Обычный день игрового аналитика состоит из взаимодействия с командой разработчиков, обсуждения новых идей с геймдизайнером и работы с данными, включая создание дашбордов и презентаций. Кроме этого придётся составлять техническое задание для разработчиков, выполнять поручения продюсера или геймдизайнера, а также играть в игры, чтобы ещё глубже их понимать, чувствовать.
Если игровой аналитик впервые приступил к работе над игровым проектом, он сначала играет в неё, донатит, выписывает первые ощущения и идеи по улучшению. Затем нужно изучить ключевые показатели (монетизация, удержание, возвраты) и дать первоначальную оценку игре. Потом нужно проверить гипотезы, придуманные во время прохождения игры, почитать отзывы фанатов, обзоры, документацию и прочие материалы по проекту. После этого игровой аналитик отправляется к гейм-дизайнеру и другим руководителям проекта, чтобы обсудить возникшие вопросы и обозначить слабые места. В итоге будет составлен план по внесению изменений в игру и проверке гипотез.
Чаще всего игровые аналитики ориентируются на такие метрики, как Retention 1, 7 и 30 дня, а также процент игроков, сделавших покупку. Существует даже одно интересное исследование, которое проводили много лет назад. Оно основано на медианном значении доли платящих, которое составляет всего 1%. То есть, если гейм-аналитик сможет поднять эту метрику до 2%, то прибыль вырастет в 2 раза!
Вот как примерно выглядят этапы работы гейм-аналитика:
- Игрового аналитика привлекают к работе после проведения тестов, которые направлены на поиск точек роста игрового проекта. Специалист пишет техзадание для интеграции в игру систему аналитики, если она не была встроена туда на этапе разработке. Это нужно, чтобы отслеживать поведение игроков для будущих исследований.
- После первых проведённых тестов аналитик выявляет ключевые показатели: монетизация, выходы из игры, длина игровой сессии и пр. Что касается монетизации, то специалист изучает не количество заработанных денег (над этим уже и так работает маркетолог), а то, где в проекте они были заработаны (определённый уровень, реклама при переходе между локациями и т.д.).
- Игровой аналитик совместно с гейм-дизайнером ищет точки роста проекта. Если их нет, то проект вообще могут заморозить. Разумеется, это решение должен принять собственник игровой студии. Если же удаётся нащупать точки роста, то специалист продолжает глубже анализировать частные игровые сценарии.
- Если игроки уходят после определённого игрового события, то игровой аналитик должен выяснить, почему это происходит. Причины могут быть совершенно разные: слишком сильные враги, выскакивает реклама в самый ответственный момент и прочее. Гейм-аналитик должен выяснить, почему те или иные игроки остались в игре после какого-либо игрового события, провести сегментацию групп и т.д., а затем все эти данные предоставить в наглядном виде, чтобы их поняли другие члены команды.
- Для получения полной картины проводят серию повторных анализов (итераций), а затем запускается soft launch – закупка пары тысяч игроков, которые будут играть в игру с новыми изменениями. Софтлонч поможет собрать важные ключевые показатели, выявить способы продвижения и спрогнозировать реакцию пользователей после выпуска обновления проекта.
- Для поиска оптимальных результатов обязательно проводятся A/B-тесты. Игровой аналитик их настраивает, проводит и оценивает полученные результаты. Тестирование может проводиться как во время проведения “мягкого запуска”, так и на других этапах разработки игры. Данные в наглядном передаются гейм-дизайнеру, и он принимает решение о внедрении тех или иных обновлений, которые помогут увеличить прибыль и вовлечённость игроков.
Перспективы и востребованность
Профессия игрового аналитика является престижной и востребованной во всех крупных игровых студиях. Они публикуют много вакансий, но с разным функционалом. Поэтому можно выбрать то, что вам больше нравится.
Согласно статистике Games Industry объём геймдев рынка в 2022 г. составил более $180 млрд.! Поэтому даже небольшое изменение в таких играх, как PUBG, Fortnite или World of Tanks может стоить студии миллионы долларов. Поэтому и нанимают команду аналитиков, чтобы не допустить неверных решений и добиться повышения прибыли.
Что касается перспектив развития, гейм-аналитик может с лёгкостью перейти в любое смежное направление, связанное с разработкой игр или финансами:
- Маркетолог;
- Data engineer;
- Гейм-дизайнер;
- Игровой продюсер;
- Data scientist;
- Product-менеджер;
- Риск-менеджер;
- Финансовый консультант;
- Аудитор.
Как и в любой другой профессии, связанной с разработкой игр, вертикальный карьерный рост у игрового аналитика происходит следующим образом: стажёр – Джуниор – Мидл – Сеньор. Карьерным потолком является должность Head of Analytic (руководитель отдела аналитики) или Chief Analytics Officer (главный аналитик). Кроме этого опытный игровой аналитик со стажем может основать свою небольшую игровую студию, благо для этого даже не нужен офис, ведь всех специалистов можно нанять на удалёнку. Или устроиться в зарубежную студию на удалёнку, чтобы зарабатывать в 2-3 раза больше, чем в России.
Работа
Давайте взглянем, сколько игровых аналитиков требуется в феврале 2023 г. Согласно сайту hh.ru опубликовано около 500 вакансий гейм-аналитика. Это средний уровень среди профессий из сферы геймдева.
Всего требуется 18 специалистов без стажа работы. Но если у вас есть в портфолио успешные коммерческие проекты, то вы будете иметь все шансы на успешное трудоустройство. Опыт можно наработать как работая стажёром, так и выполняя заказы на фрилансе.
На удалённую работу требуется 134 специалиста, это почти 30% от общего числа вакансий. Поэтому при желании есть все шансы устроиться в игровую студию в Москве, проживая в какой-нибудь провинциальном городке.
На собеседованиях очень часто спрашивают, в какие игры вы играете. Поэтому, если вы не имеете игрового опыта в определённом жанре, вас просто не примут на работу. Ведь нужно чувствовать игру, что приходит только при получении эмоций и впечатлений от геймплея. Будет классно, если вы фанат игры и хотите её улучшить. Для этого просто постоянно предлагайте разработчикам те или иные идеи (без излишнего фанатизма) и есть вероятность, что вас заметят и пригласят поработать.
Список сайтов по поиску работы игровым аналитиком:
- hh.ru;
- superjob.ru;
- careerist.ru;
- zarplata.ru;
- avito.ru;
- dtf.ru/job;
- geekjob.ru ;
- career.habr.com;
- itmozg.ru;
- jobfilter.ru;
- rabota.ru;
- stackoverflow.com/jobs/companies;
- talentsingames.com;
- toptal.com;
- relocate.me;
- angellist.com;
- careerjet.ru.
Хорошие Telegram-каналы со свежими вакансиями:
- t.me/devjobs;
- t.me/jobGeeks;
- t.me/gamedevjob;
- t.me/devops_jobs_feed;
- t.me/vdhl_good;
- t.me/theyseeku;
- t.me/headzio;
- t.me/logic;
- t.me/prwork;
- t.me/fordev;
- t.me/mobile_jobs;
- t.me/jc_it;
- t.me/newhr;
- t.me/perezvonyu;
- t.me/myjobit;
- t.me/devops_jobs;
- t.me/foranalysts;
- t.me/newdirections.
Список фриланс-бирж:
- https://www.fl.ru;
- https://globalfreelance.ru;
- https://freelance.ru;
- https://freelance.habr.com;
- https://kwork.ru;
- https://weblancer.net;
- https://rubrain.com;
- https://www.work-zilla.com.
Кроме этого можно напрямую отправлять резюме и сопроводительное письмо в игровые студии (лучше это делать не чаще одного раза в 6 месяцев):
- MY.GAMES;
- 1C Game Studios;
- Game Insight;
- AZUR GAMES;
- Mundfish;
- Alawar;
- Appscraft.ru;
- 2reallife.
С полным списком геймдев-студий можно ознакомиться на hse.ru.
Зарплата
По статистике, работодатели не любят указывать, сколько готовы платить игровым аналитикам. Тем не менее, согласно статистике с hh.ru, минимальный уровень зарплаты составляет 55 000 р./мес., а максимальный – 260 000 руб. и более.
Средняя зарплата игрового аналитика составляет 105 000 руб. в месяц.
На практике, уровень зарплат согласно опыту работы выглядит так:
- Стажёр – опыт от 0 до 6 месяцев – 40 000-50 000 р.;
- Junior со стажем до 1 года – 70 000 р.;
- Middle, опыт от 1 до 3 лет – 110 000 р.;
- Senior, стаж более 3 лет – 150 000 р.;
- Team Lead (руководитель) – 200 000 р.
Взглянем на зарплату игрового аналитика в США. Согласно ресурсу Glassdoor средняя з/п по году — 99 002 доллара или $8250 в месяц. По курсу 70 руб. получается 577 т. р. Это 5 раз больше, чем в России.
Практическое руководство: как стать профессиональным игровым аналитиком
Редакция сайта Professii.su подготовила для вас пошаговый гайд по обучению профессии с бесплатными ссылками на учебные материалы.
Начальные знания:
- Бесплатный профессиональный курс “Игровая аналитика: как и зачем собирать данные в геймдеве”;
- Основы геймдизайна: создайте свою игру (бесплатный e-mail-курс): https://netology.ru/programs/email-gamedesign;
- Хороший пост на Хабре “Аналитика в геймдеве “;
- Полезная статья по игровой логике;
- Интересный пост “Хитрые приёмы геймдев-разработчиков”;
- Обучающая инструкция “Все этапы создания игрового проекта”;
- Развивающая статья “Как можно удержать внимание игроков”;
- Статья «Интеграция системы аналитики в игру»;
- Обучающая статья “Игровая аналитика для начинающих”.
Маркетинговая аналитика:
- Образовательная статья по созданию рекламы для игрового проекта;
- Видеолекция про маркетинг с реальными примерами;
- Видеообучение по созданию плана развития проекта;
- Обучающий материал по игровому маркетингу.
Моделирование бизнес процессов:
- Видеообучение по моделированию бизнес-процессов;
- Отличный онлайн-курс по аналитике данных: https://netology.ru/programs/probnye-uroki-analitika;
- Онлайн-курс по моделированию бизнес-процессов”;
- Бесплатная учебная программа по моделированию бизнес-задач;
- Курс “Способы и ключевые инструменты менеджменту качества”;
- Онлайн-курс по менеджменту.
Анализ игровых метрик и процессов:
- Учебная статья по базовым метрикам на gdcuffs.com;
- Видеотуториал “Как отслеживать и улучшать показатели игры при помощи аналитики и A/B тестирования на примере реальной игры”;
- Видеоинструкция “Основы аналитики мобильных приложений”;
- Видеогайд “Анализ данных в играх / Нужна ли аналитику математика / Интервью с Head of Data Analytics”.
Основы геймдизайна:
- Видеотуториал по основам геймдизайна;
- Видеолекция от экспертов о профессии геймдизайнера;
- Интересное видео по геймдизайну;
- Видеокурс “Инструменты и методы геймдизайна”;
- Видеоруководства по геймдизайну для новичков.
Теория вероятностей и математическая статистика:
- Профессиональная статья “Орел или решка? Основы теории вероятностей простыми словами”;
- Развивающий курс “Теория вероятностей”;
- Курс профессиональной подготовки “Теория вероятностей – наука о случайности”;
- Образовательный курс “Теория вероятностей в удовольствие”;
- Курс профессиональной подготовки “Математическая статистика” на stepik.org;
- Эффективное онлайн-обучение по математической статистике.
Финансовая математика:
- Образовательный курс по финансовой математике на Степике;
- Курс лекций по финансовой математике с примерами, образцами решения, основными формулами и законами.
Юнит-экономика:
- Полезный пост по Unit-экономике;
- Экспертная статья по unit-экономике;
- Познавательная статья о том, сколько игра зарабатывает или теряет на одном юните;
- Видеоинструкция по unit-экономике на наглядном примере.
Анализ данных в Excel и Google Sheets:
- Видеоуроки по Excel и Google Sheets;
- Приёмы Excel для аналитики данных – видео от Нетологии;
- Бесплатная программа обучения от Яндекс Практикума;
- Онлайн-курс «Мастер Google таблиц»: https://skillfactory.ru/google-spreadsheets-master;
- Онлайн-курс в форме симулятора “MS Excel для обработки данных”;
- Видеогайд “Внедрение Excel, Google Sheets и Power BI для анализа данных”;
- Хороший видеоурок “Полезные функции Excel для анализа”;
- Курс от Skillbox “Excel + Google Таблицы для новичков”: https://skillbox.ru/course/excel-gsheets/;
- Курс от онлайн-школы Нетологии “Эксель для анализа данных”: https://netology.ru/programs/excel;
- Видеообучение от gb.ru по Excel: https://gb.ru/courses/3111;
- Полезный онлайн-курс для аналитиков “PowerPoint + Google Презентации”: https://skillbox.ru/course/powerpoint-gslides/;
- Отличный бесплатный курс по Excel;
- Видеообучение “Excel для аналитики”;
- Полезный пост на myacademy.ru “Excel для аналитика для новичков”;
- Статья “Необходимые формулы в Excel и Google Таблицах для игровых аналитиков”.
База данных и SQL:
- Онлайн-курс “SQL для работы с аналитикой”;
- Полезный курс “SQL для анализа данных”: https://skillbox.ru/course/sql-analysis/;
- Грамотный онлайн-курс “SQL и получение данных”;
- Неплохой курс по SQL для анализа данных: https://skillfactory.ru/sql-dlya-analiza-dannyh;
- Отлично составленный курс “Основы SQL и работа с БД”: https://netology.ru/programs/vvedenie-v-sql-i-rabotu-s-bazoi-dannih;
- Интенсивный курс “ SQL для игровых аналитиков”: https://netology.ru/programs/sql-for-data-analysis;
- Эффективное онлайн-обучение “SQL и работа с БД для начинающих”;
- Видеотуториал “Инструменты автоматизации в работе аналитика”;
- Эффективное онлайн-обучение в виде тренажёра;
- Образовательный курс по SQL;
- Профессиональный онлайн-курс по основам SQL.
Python для анализа данных:
- Профессиональный онлайн-курс «Python для анализа данных»: https://skillfactory.ru/python-analytics;
- Результативный онлайн-курс «Python-разработка для новичков»;
- Видеотуториал «Как стать Пайтон-разработчиком»;
- Курс видеолекций по NumPy;
- Эффективные видеоуроки “Python Pandas для аналитика”;
- Обучающая программа “Обработка данных в Python Pandas”;
- Образовательная статья “Основы анализа данных с помощью Pandas”.
Гибкие методологии разработки:
- Видеогайд “Как применять Agile для управления проектами”;
- Обучающий видеоролик “Agile для начинающих”;
- Подробная видеоинструкция “Как применять SCRUM, Agile и Kanban”;
- Обучающие видеоролики по Agile, Scrum и Kanban ;
- Эффективное онлайн-обучение по AGILE;
- Курс повышения квалификации по Scrum.
А/В тестирование:
- Обучающий материал “Как провести А/B-тестирование”;
- Статья для саморазвития “А/В-тестирование для начинающих”;
- Учебная статья “A/B-тестирования: подробное руководство”;
- Профессиональная статья “A/B тестирование в интернет-маркетинге”;
- Видеоинструкция по применению A/B тестирования;
- Эффективное руководство по A/B тестированию.
Tableau:
- Профессиональный онлайн-курс по Tableau: https://skillbox.ru/course/tableau-upsale/;
- Онлайн-курс с максимальной эффективностью “Tableau: визуализация данных”: https://netology.ru/programs/tableau;
- Инструкции по Tableau от профессионалов.
Power BI:
- Образовательный курс Power BI и Power BI PRO от Skillbox;
- Обучающая программа “Power BI & Excel PRO”: https://netology.ru/programs/excelpbi;
- Обучающий тренинг по Power BI: https://skillfactory.ru/power-bi-analyst;
- Развивающий курс “Power BI”: https://netology.ru/programs/power-bi;
- Курс профессиональной подготовки “Визуализация данных и основы BI-инструментов”: https://practicum.yandex.ru/datavis-and-bi-tools/;
- Видеотуториал “Power BI для начинающих”;
- Официальное руководство от Microsoft.com;
- Видеоуроки по Power BI для начинающих аналитиков.
Книги на русском языке по игровой аналитике:
- “(Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью”, Леонард Млодинов;
- “Hey! Listen! Путешествие по золотому веку видеоигр”, С. Макнил;
- “Геймдизайн”, Д. Шелл;
- “Гены гения”, Х. Кодзима;
- “Кровь, пот и пиксели”, Д. Шрейер;
- “Маркетинг игр”, С. Галёнкин;
- “Lifetime value: главная метрика проекта”, В. Сабиров;
- “MoneyBall. Как математика изменила самую популярную спортивную лигу в мире”, М. Льюис
- “Nudge. Архитектура выбора”, Р. Талер, К. Санстейн;
- “Бережливая аналитика”, А. Кролл, Б. Яковиц;
- “Аналитическая культура”, К. Андерсон;
- “Качай деньги! Маркетинг мобильных игр и приложений”, А. Бабаев, Н. Евдокимов, М. Боде, Ю. Барбашов;
- “Геймдизайн. Как создать игру, в которую будут играть все”, Д. Шелл;
- “Говори на языке диаграмм. Пособие по визуальным коммуникациям для руководителей”, Джин Желязны;
- “Думай медленно… решай быстро”, Даниэль Канеман;
- “Как анализировать акции в играх”, Василий Сабиров;
- “Как лгать при помощи статистики”, Даррелл Хафф;
- “Бегство в виртуальный мир”, Кастронова Эдвард;
- “На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки», Нир Эяль;
- “Предсказуемая иррациональность”, Дэн Ариэли;
- “Психбольница в руках пациентов”, Алан Купер;
- “Реальность под вопросом”, Джейн Макгонигал;
- “Статистика и котики”, Савельев Владимир;
- “Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?”, Роб Фитцпатрик;
- “Геймдизайн. Рецепты успеха лучших компьютерных игр от Super Mario и Doom до Assassin’s Creed и дальше”, Т. Сильвестр;
- “Процесс непрерывного совершенствования”, Элияху Голдратт;
- “Голая статистика”, Чарльз Уилан;
- “Корпорация гениев. Как управлять командой творческих людей”, Э. Кэтмелл, Э. Уоллес.
Полезные ссылки по игровой аналитике:
- Много учебных статей от Скиллбокс по игровой разработке;
- Интересный пост “Исследование рынка аналитиков”;
- Бесплатные онлайн-курсы на devtodev.com;
- Хороший сайт от экспертов в области геймдева (на англ.);
- Много отличных статей по геймдеву на dtf.ru;
- Учебные статьи по развитию цифровых проектов;
- Профессиональные статьи по продвижению видеоигр;
- Хороший сайт по аналитике и не только;
- Сайт о геймдизайне, который создала реальная команда разработчиков;
- gdcuffs.com — профессиональный сайт по разработке игр “Манжеты геймдизайнера”;
- gamedeveloper.com — обучающий сайт по геймдеву;
- Подробное руководство по разработке игр;
- Хаб по Gamedev на habr.com;
- Нужная таблица с сервисами для сбора данных;
- 70 полезных ссылок по игровой аналитике (на англ.);
- Полезная таблица со списком GameDev-студий;
- Ещё одна отличная таблица с полезными ссылками по игровой аналитике;
- Видеоканал DevGAMM от экспертов по геймдеву;
- Хороший блог по разработке игр;
- Сайт по аналитике и работе с данными;
- Сайт со статистикой по монетизации игр;
- Информационный бюллетень Mobile Dev Memo;
- ProGameDev — блог об игровой разработке.
Группы ВКонтакте:
- vk.com/gamesjam;
- vk.com/coremission;
- vk.com/gaminme.
Полезные Telegram-каналы:
- progamedev;
- disdoc;
- gamedevreports;
- progamedev_net;
- bfbook;
- cglive;
- gamedev_calendar;
- gamedevpor;
- GamedevRussia.
Подкасты:
- Подкасты от Kdicast по разработке игр”;
- Хороший подкаст от DevGAMM;
- Подкаст на Dtf.ru “Жиза ГД” на dtf.ru;
- Полезный подкаст “Хочу в геймдев” от hse.ru;
- Подкаст «Руководство по поиску работы игровым аналитиком».
Полезные видео по теме “Игровой аналитик”
Профессия: игровой аналитик, интервью с экспертом в игровой аналитике Василием Сабировым
Игровой аналитик | Собеседование
Мария Жавадова – о требованиях к Junior-аналитику
Анализируем игровых аналитиков
Как аналитика может помочь Вашей игре. Василий Сабиров, Co founder, lead analyst в devtodev
Вердикт
- Игровой аналитик – это специалист, который собирает и анализирует данные по игре с целью удержания игроков и повышения прибыли игровой студии. Эти отчёты он предоставляет геймдизайнеру, который на их основе принимает решения по улучшению игрового продукта.
- В работе гейм-аналитик использует такие метрики, как DAU, ACU, ARPU и Retention. Для сбора и анализа данных он применяет Excel, Tableau, Power BI, SQL, Python и A/B тестирование. В каждой компании используется свой подход в аналитике, поэтому для новичка нужно просто уметь собирать данные и хорошо разбираться в играх.
- Профессия Game Analyst – востребована, на сайте по поиску персонала hh.ru опубликованы сотни вакансий по аналитике игр, в том числе и без опыта работы. Минимальная зарплата, которую предлагают специалисту по аналитике игровой индустрии составляет 50 тыс. руб. в месяц.
- Чтобы быстро обучиться профессии игрового аналитика, лучше поступить на онлайн-курсы (например, в Нетологию или Geekbrains). Там за считанные месяцы можно получить все нужные навыки и знания, чтобы сразу начать работать по специальности. А онлайн-школа гарантированно поможет устроиться на стажировку / работу или вернёт деньги за курс.